Эксперты критикуют проект Стратегии развития здравоохранения РФ
«Проект стратегии разработан методически неверно, задачи дублируют приоритеты, материал изложен нелогично, неконкретно, невнятно, в тексте имеются многочисленные повторы. В представленном виде стратегия не может быть направлена в Правительство РФ и тем более дойти до утверждения президентом», — считает Гузель Улумбекова.
Эксперт отмечает, что стратегия — это основной план развития отрасли или организации, который приведет ее к заявленной цели. Для разработки плана сначала проводится анализ, затем на его основе формируются приоритетные направления развития, задачи и определяются необходимые для ее реализации ресурсы (материально-технические, кадровые, финансовые). Однако в документе Минздрава не указаны цели развития здравоохранения, поставленные Президентом РФ, а именно: достижение к 2025 году ожидаемой продолжительности жизни граждан равной 76 годам. Вместо этого в качестве цели указано одно из средств ее достижения: «создание условий, способствующих обеспечению доступности и качества медицинской помощи».
В стратегии нет анализа состояния здоровья населения РФ и факторов на него влияющих, в частности: образ жизни, деятельность здравоохранения, социально-экономические и экологические факторы, отмечает руководитель ВШОУЗ. А также системного анализа состояния и деятельности самой системы здравоохранения. «Вместо этого перечислены отдельные «достижения» в деятельности Минздрава. Не указаны важнейшие проблемы в здравоохранении, например, использование научно необоснованной, необеспеченной ресурсами и несогласованной нормативной базы, хроническое недофинансирование, неэффективное управление, — перечисляет она. — Не указаны внешние вызовы системе здравоохранения, в том числе демографические, экономические, социальные — недовольство пациентов и медицинских работников».
По мнению эксперта, в отсутствие анализа неверно определены приоритеты развития здравоохранения, в том числе не выделены ключевые приоритеты в части здоровья населения: улучшение здоровья российских мужчин (живут на 11 лет меньше, чем женщины), детей и подростков (смертность в 2 раза выше, чем в «новых» странах ЕС), а также снижение недовольства пациентов медицинской помощью. Не выделены и не раскрыты главные приоритетные направления развития в части организации медицинской помощи: развитие первичной медико-санитарной помощи; увеличение объемов бесплатного лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях для дополнительных групп населения; формирование целевых программ по снижению смертности от инфекционных и онкологических заболеваний; развитие медико-социальной помощи на дому. «Не указано, что этого можно достичь, только обеспечив достаточное число высококвалифицированных, хорошо оплачиваемых и уважаемых обществом медицинских работников», — подчеркивает Гузель Улумбекова.
Кроме того, по ее словам, не рассчитаны необходимые ресурсы для реализации стратегии. «Для достижения к 2025 году ОПЖ, равной 76 лет, потребуется поэтапное увеличение государственного финансирования здравоохранения в 1,3-1,4 раза в ценах 2016 года. Но эффект будет получен только при условии, что средства будут потрачены на обоснованные приоритеты, расходоваться эффективно и прозрачно. Для этого руководителей здравоохранения необходимо обучить современным технологиям стратегического и оперативного управления», — уверена она.