Немного истории о пересадке органов


Первую в мире операцию по трансплантации провел хирург Ю. Ю. Вороной (1895 - 1961).

Тогда 26-летней женщине 3 апреля 1933 года была пересажена почка скончавшегося 60-летнего мужчины. Больная прожила с чужой почкой более двух суток. Однако ещё раньше, в 1902 году, австрийский исследователь Э.Ульман выполнил пересадку почки у животных. Ученые США и Европы продолжали экспериментировать на животных, но серьезные попытки пересадить почку человеку начались лишь с 1950 года. Примечательно, что на заре развития мировой трансплантологии особое внимание уделялось именно пересадкам почки. Дело в том, что почки - это парный орган, и одну из них можно удалить у живого донора, не вызывая у него хронических нарушений почечной функции. Кроме того, к почке обычно подходит одна артерия, а кровь от нее оттекает по одной вене, что значительно упрощает методику восстановления ее кровоснабжения у реципиента.

Первая операция по трансплантации почки в США была проведена 44-летней женщине 17 июня 1950 года. После этой операции больная прожила ещё пять лет. С тех пор мировая трансплантология шагнула далеко вперед, а с возникновением антиметаболитов, препаратов подавляющих отторжение чужеродного органа, вышла на принципиально новый виток своего развития. Рекорд мировой практики: 37 лет. Именно столько прожил человек с пересаженным органом после операции.

В СССР также шло освоение трансплантации жизненно важных органов. Так, в частности, советский ученый Владимир Петрович Демихов в 1951 году впервые в мире пересадил донорское сердце собаке. А в декабре 1967 года хирург из ЮАР Кристиан Барнард, пройдя предварительно стажировку у Демихова, впервые в мире осуществил успешную трансплантацию сердца человеку. Однако непосредственно в СССР первая трансплантация человеческого органа была проведена академиком Борисом Петровским, который 15 апреля 1965 года пересадил 19-летнему юноше почку его матери. А спустя 22 года ныне академик Валерий Шумаков осуществил первую в стране трансплантацию сердца.

В итоге к концу прошлого века и мировая трансплантология, и отечественная развивались в одинаковом темпе. Однако в 2003 году ход этого развития был внезапно нарушен в результате разразившегося в Москве скандала, когда в апреле 2003 года сотрудники Московского уголовного розыска предъявили обвинение хирургам Московского координационного центра органного донорства в попытке незаконного изъятия у пациента почек для трансплантации. В свою очередь, Хорошевская межрайонная прокуратура Москвы возбудила уголовное дело по статье «Приготовление к убийству». На фоне этого громкого судебного процесса, который тут же получил название «дело трансплантологов», средства массовой информации пестрели журналистскими расследованиями на тему незаконного изъятия органов и их черного рынка. От этих репортажей в жилах стыла кровь. Между тем у специалистов-медиков вся эта шумиха вызвала, мягко говоря, недоумение, так как не о какой подготовке к убийству не могло быть и речи. Убивать, попросту говоря, там было некого - пациент перенес уже несколько остановок сердца и имел не совместимую с жизнью травму головного мозга.

После долгой судебной волокиты в конце 2006 года врачам был вынесен оправдательный приговор. Однако тех лет, в течение которых шел этот судебный процесс, оказалось достаточно для того, чтобы отбросить развитие трансплантологии в России далеко назад, сформировав в сознании граждан стойкую антипатию, а порой даже и ужас, при одном только упоминании словосочетания «трансплантация органов».